Page 4 - 0601
P. 4
ПРИНЦИП НДТ
Если же водоканал решит, что шансы по- информацию о наличии особо охраняе-
лучить категорию В или Г для реки либо от- мых природных территорий любого типа
сутствуют вовсе (полагаем, что это почти по- и их охранных зон в месте осуществляемого
всеместно будет иметь место в европейской (планируемого) сброса очищенных сточных
части РФ, кроме северо-восточных регио- вод. Если особо охраняемые природные
нов), либо призрачны, или выгоды от этого территории и охранные зоны отсутствуют,
невелики, то в этом случае рекомендуется то отнесение водного объекта (части) к ка-
воспользоваться подп. «к» п. а 6 Правил, со- тегории А будет невозможно. Также следует
гласно которому к категории Б должны быть учесть, что для всех типов водных объек-
отнесены «реки или их части, расположен- тов, кроме рек, в Правилах приведены ука-
ные в пределах одного водохозяйственного зания (для Росводресурсов) по отнесению
участка, в отношении которых при отнесе- к категории. В остальных случаях с очень
нии к категориям отсутствуют данные, по- большой вероятностью без предоставления
зволяющие отнести их к категориям А, В и Г данных по содержанию веществ, указан-
в соответствии с пунктами 5, 7 и 8 настоя- ных в Правилах, можно ориентироваться
щих Правил». То есть для того, чтобы им вос- на категорию Б. Но важно отметить, что
пользоваться, достаточно указать в составе решение об отнесении к категории долж-
заявки (подп. «е» и «з» п. 15 Правил) инфор- но быть получено до окончания процедуры
мацию о том, что данные о среднеариф- экспертизы.
метических концентрациях химических
веществ и медианных концентрациях хи-
мических веществ, определенных в соответ-
ствии с п. 11 Правил в замыкающем створе, Применение новой нормативной базы
у заявителя отсутствуют. Таков специально при проектировании КОС вне рамок ППЭЭ
предусмотренный в Правилах порядок полу-
чения категории водного объекта по упро- Формально постановление № 1430 приня-
щенной схеме. то для целей экологического нормирования
С учетом сроков, необходимых для полу- на основе НДТ, и в нормативных правовых
чения КЭР (до полутора лет), а также обя- актах отсутствует процедура верификации
занности подать заявку или получить КЭР правильности определения значений техно-
до определенного момента, установлен- логических показателей НДТ при разработ-
ного Федеральным законом от 21.07.2014 ке проектно-сметной документации. Вместе
№ 219-ФЗ, при отсутствии сведений, необ- с тем, для многих проектов, которые сейчас
ходимых для отнесения реки к категориям разрабатываются или планируются, важно
В или Г, но точном понимании возможности их применение именно сейчас, до получения
их получения в результате 3 лет наблюдений КЭР. Еще больше вопросов может возникнуть
в замыкающем створе, рекомендуется ини- для КОС, с притоком менее 20 тыс. м³/ сутки,
циировать отнесение реки к категории Б отнесенных к природопользователям II кате-
с последующим изменением категории на В гории, которые имеют право, но не обязан-
или Г и последующим пересмотром КЭР. ность получения КЭР на основе технологиче-
В этом случае технические мероприятия по- ских показателей НДТ.
вышения экологической эффективности, В принципе, приложения 2 и 3 постановле-
реализуемые в период до получения более ния № 1430 вполне однозначно определяют зна-
мягкой категории, не должны быть чрезмер- чения технологических показателей для КОС
ными применительно к сбросу в реки кате- ЦСВП с притоком от 10 до 20 тыс. м³/ сутки,
горий В и Г. и можно надеяться, что государственная
В ситуациях, когда разработка проек- экспертиза не будет оспаривать коррек-
тно-сметной документации начинается тно выбранные значения технологических
либо уже идет (или даже выполнена стадия показателей НДТ для объектов, не офор-
«Проект»), можно рекомендовать прояснить мивших КЭР, при наличии установленной
№ 6’2020 7