Page 2 - 1402(читать)
P. 2

ВЫБОР РЕШЕНИЯ







                                                             оптимизационный баланс интересов в кон-
           Цели цифровой экономики                           кретный момент времени для субъектов раз-
                                                             личного масштаба – от домохозяйств и ми-
            По  мнению  ученых,  на  сегодня  тради-         кропредприятий до глобальных корпораций,
          ционные  технологии  производства  в  боль-        отраслей  и  экономик.  Для  перехода  к  оп-
          шинстве секторов экономики приблизились            тимизации  как  цели  развития  экономики
          к пределу производительности, за которым           требуется  введение  новых  бизнес-моделей,
          отдача инвестиций резко падает [1]. Для пре-       базирующихся  на  концепции  продуктово-
          одоления этих явлений на смену индустри-           сервисных киберфизических систем [2].
          альной  стадии  развития  приходит  иннова-          Таким образом, предусматривается циф-
          ционная, получившая название «Индустрия            ровизация  и  интеграция  технологических,
          4.0». Мир начинает развиваться в направле-         производственных      и    бизнес-процессов
          нии перехода к цифровой экономике.                 по вертикали в рамках всего предприятия,
            Что же принципиально нового несет цифро-         начиная от закупок, производства, заканчи-
          вая трансформация? Ведь цифровые вычисли-          вая логистикой и обслуживанием в процес-
          тели применяются для обработки различных ви-       се  эксплуатации.  При  этом  горизонтальная
          дов информации уже более 70 лет – с 1940-х гг.,    интеграция  цифрового  предприятия  выхо-
          а работы в области искусственного интеллекта       дит за рамки внутренних операций и охва-
          известны с 1950-х гг. Однако в 1940–1950-е гг.,    тывает  поставщиков,  потребителей  и  всех
          когда появились ЭВМ, не говорилось о принци-       ключевых  партнеров  по  цепочке  создания
          пиально  иной  экономике,  которая  возникает      стоимости.  Все  это  вместе  взятое  должно
          в результате их использования для обработки        поддерживаться  соответствующей  инте-
          экономической  информации.  Очевидно,  что         гральной  цифровой  платформой,  вместе
          автоматизация бухгалтерского учета не может        со  всей  «цепочкой»  составляя  экосистему
          привести к фундаментальному сдвигу [2].            цифрового предприятия [4].
            В  Стратегии  развития  информационного
          общества в Российской Федерации на период
          2017–2030 гг. дано следующее определение:           Цифровая трансформация
          «Цифровая  экономика  –  это  хозяйственная         бизнес‑моделей
          деятельность, в которой ключевым фактором
          производства являются данные в цифровом
          виде, обработка больших объемов и использо-          Подчеркнем,  важный  аспект  цифровой
          вание результатов анализа которых по срав-         трансформации – принципиально иные под-
          нению  с  традиционными  формами  хозяй-           ходы  к  управлению  предприятиями  и  орга-
          ствования позволяют существенно повысить           низациями. Как уже отмечалось, использова-
          эффективность  различных  видов  производ-         ние  цифровой  компьютерной  техники  само
          ства,  технологий,  оборудования,  хранения,       по  себе  не  может  трансформировать  эконо-
          продажи, доставки товаров и услуг» [3].            мику.  Переход  на  новые  бизнес-модели,  ос-
            Существует  мнение,  что  отличительная          нованные на киберфизических системах, об-
          черта  и  собственно  цель  построения  циф-       ладающих свойством адаптивности, требует,
          ровой  экономики  –  стремление  к  эффек-         в  свою  очередь,  кардинального  изменения
          тивности, т. е. к оптимизации. Не к макси-         принципов и технологий управления, с отка-
          мизации,  как  в  традиционной  экономике,         зом от архаичных иерархических систем и пе-
                                                                                                  1
          а к оптимизации. В результате достигается          реходом на плоские сетецентрические  [2].
          1  Сетецентрический принцип является одним из ключевых в военной реформе, которую США проводят с 1990-х гг. Согласно
           этому принципу, командование, а также каждая часть на поле боя, каждый танк и даже каждый солдат будут объедине-
           ны в одну информационную сеть, будут обмениваться информацией, получать все необходимые сведения о противнике,
           что должно повысить боеспособность, как всей армии, так и каждого её компонента. При такой организации рассеянные
           по большой территории боевые единицы смогут постоянно получать новые данные о целях и действиях частей противни-
           ка, а руководство будет иметь реальную боевую картину. – Примеч. ред.



                                                                                       № 4’2021         7
   1   2   3   4   5   6   7