Page 2 - 1402(читать)
P. 2
ВЫБОР РЕШЕНИЯ
оптимизационный баланс интересов в кон-
Цели цифровой экономики кретный момент времени для субъектов раз-
личного масштаба – от домохозяйств и ми-
По мнению ученых, на сегодня тради- кропредприятий до глобальных корпораций,
ционные технологии производства в боль- отраслей и экономик. Для перехода к оп-
шинстве секторов экономики приблизились тимизации как цели развития экономики
к пределу производительности, за которым требуется введение новых бизнес-моделей,
отдача инвестиций резко падает [1]. Для пре- базирующихся на концепции продуктово-
одоления этих явлений на смену индустри- сервисных киберфизических систем [2].
альной стадии развития приходит иннова- Таким образом, предусматривается циф-
ционная, получившая название «Индустрия ровизация и интеграция технологических,
4.0». Мир начинает развиваться в направле- производственных и бизнес-процессов
нии перехода к цифровой экономике. по вертикали в рамках всего предприятия,
Что же принципиально нового несет цифро- начиная от закупок, производства, заканчи-
вая трансформация? Ведь цифровые вычисли- вая логистикой и обслуживанием в процес-
тели применяются для обработки различных ви- се эксплуатации. При этом горизонтальная
дов информации уже более 70 лет – с 1940-х гг., интеграция цифрового предприятия выхо-
а работы в области искусственного интеллекта дит за рамки внутренних операций и охва-
известны с 1950-х гг. Однако в 1940–1950-е гг., тывает поставщиков, потребителей и всех
когда появились ЭВМ, не говорилось о принци- ключевых партнеров по цепочке создания
пиально иной экономике, которая возникает стоимости. Все это вместе взятое должно
в результате их использования для обработки поддерживаться соответствующей инте-
экономической информации. Очевидно, что гральной цифровой платформой, вместе
автоматизация бухгалтерского учета не может со всей «цепочкой» составляя экосистему
привести к фундаментальному сдвигу [2]. цифрового предприятия [4].
В Стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации на период
2017–2030 гг. дано следующее определение: Цифровая трансформация
«Цифровая экономика – это хозяйственная бизнес‑моделей
деятельность, в которой ключевым фактором
производства являются данные в цифровом
виде, обработка больших объемов и использо- Подчеркнем, важный аспект цифровой
вание результатов анализа которых по срав- трансформации – принципиально иные под-
нению с традиционными формами хозяй- ходы к управлению предприятиями и орга-
ствования позволяют существенно повысить низациями. Как уже отмечалось, использова-
эффективность различных видов производ- ние цифровой компьютерной техники само
ства, технологий, оборудования, хранения, по себе не может трансформировать эконо-
продажи, доставки товаров и услуг» [3]. мику. Переход на новые бизнес-модели, ос-
Существует мнение, что отличительная нованные на киберфизических системах, об-
черта и собственно цель построения циф- ладающих свойством адаптивности, требует,
ровой экономики – стремление к эффек- в свою очередь, кардинального изменения
тивности, т. е. к оптимизации. Не к макси- принципов и технологий управления, с отка-
мизации, как в традиционной экономике, зом от архаичных иерархических систем и пе-
1
а к оптимизации. В результате достигается реходом на плоские сетецентрические [2].
1 Сетецентрический принцип является одним из ключевых в военной реформе, которую США проводят с 1990-х гг. Согласно
этому принципу, командование, а также каждая часть на поле боя, каждый танк и даже каждый солдат будут объедине-
ны в одну информационную сеть, будут обмениваться информацией, получать все необходимые сведения о противнике,
что должно повысить боеспособность, как всей армии, так и каждого её компонента. При такой организации рассеянные
по большой территории боевые единицы смогут постоянно получать новые данные о целях и действиях частей противни-
ка, а руководство будет иметь реальную боевую картину. – Примеч. ред.
№ 4’2021 7