Page 3 - 1402(читать)
P. 3
ВЫБОР РЕШЕНИЯ
На рис. 1 показана трансформация си-
стем управления на примере машинострое- Критерии оценки уровня «цифровой
ния: от иерархических при массовом произ- зрелости»
водстве типовой продукции (левый нижний
угол рисунка) до плоских проектных команд В рамках национальной цели «Цифро-
(правый нижний) при «производстве и про- вая трансформация» поставлена задача до-
даже» функций продуктов-сервисов «по тре- стижения «цифровой зрелости» ключевых
бованию». Как уже отмечалось, благодаря отраслей экономики и социальной сферы,
наличию киберкомпоненты номенклатура в том числе здравоохранения и образования,
и объем закупок функций в конкретный а также государственного управления [5].
момент времени устанавливаются самими В конце прошлого года Минцифры Рос-
продуктами-сервисами, взаимодействую- сии утвердило методики расчета целевых
щими между собой без непосредственного показателей национальной цели развития
участия проектных команд в этом процессе. Российской Федерации «Цифровая транс-
Проектные команды определяют правила формация» для отраслей [6]. На рис. 2 при-
(алгоритмы) оптимизационного управления ведена предлагаемая ведомством схема рас-
своим продуктом-сервисом, т. е. создают чёта показателя «цифровая зрелость» для
киберкомпоненту продукта-сервиса, кото- оценки цифровой трансформации отраслей.
рая включает и алгоритмы управления про-
изводством физических компонент [2].
Критически важными являются бизнес-модели цифрового производства
А1 А2 B1 B2 B3
Продукт- Ориентированная Доступ-ориентированная Ориентированная Ориентированная
ориентированная на продукт и сервис на использование на результат
Покупатель
не покупает Клиент не покупает
Поставщик продукт и платит продукт, но платит
продает продукт фиксированную плату Клиент не покупает переменную плату,
Поставщик продает и предлагает за доступ к нему. продукт, но платит которая зависит
продукт переменную плату, от достижения
или (отдельно)услуги услуги как на этапе Плата не связана которая зависит установленного
до, так которые
с фактическим
необходим, от фактического в контракте результата
на продукта также направлены использованием использования с точки зрения
на оптимизацию продукта и может продукта производительности
процессов клиента включать или результата его
дополнительные
услуги использования
Конвейерное производство. Модульное
N = Много. производство. (ТНК) Облачное производство (Cloud Manufacturing. Mero Factory).
Массовый продукт N = Несколько. N = 1. Персонализированный продукт. Сетецентрическе системы управления.
Иерархическая СУ Кастомизированный продукт Отраслевая рабочая группа АНО «Цифровая экономика»
Матричная или проектно- по направлению «Цифровая промышленность»
программная СУ
Рис. 1. Цифровая трансформация бизнес‑моделей и систем управления в машиностроении
Источник: материалы рабочей группы «Цифровая промышленность»
8 № 4’2021