Page 9 - 1402(читать)
P. 9
ВЫБОР РЕШЕНИЯ
Таблица 2. Иерархические уровни АСУ предприятия «Водоканал»
Уровни Задачи Элементы
0. Нулевой уровень Локальное управление в реальном масштабе времени Датчики: уровня, давления, электроды, встроен-
(уровень полевых отдельными техническими устройствами ные в оборудование датчики, технологические
устройств) датчики и др.
Силовое оборудование, подлежащее управля-
ющему воздействию: насосы, воздуходувки,
мешалки, лампы обеззараживания, управляе-
мые электрифицированные приводы задвижек,
насосы с собственными узлами управления и др.
1. Первый уровень Автоматизированное управление и контроль технологи- Локальные щиты управления. Программируе-
контроля и управ- ческих процессов на объектах. мые логические контроллеры (ПЛК). Местные
ления технологиче- Сбор и обработка информации для передачи на верхние диспетчерские пункты, оснащенные сенсорным
скими процессами уровни управления человеко-машинным интерфейсом (ЧМИ)
и сохранение архивных данных на накопители.
Преобразователи частоты тока (ПЧТ) и т.д.
2. Второй сетевой Организация SCADA системы с поддержкой стандарт- Сеть Ethernet для системы SCADA.
уровень ных протоколов обмена (OPC, SQL, DDE, OLE DB) как Сеть Ethernet службы сервисного обслуживания.
с технологическими системами АСУТП, так и с бизнес- Маршрутизатор-роутер.
приложениями. Прокси-сервер.
Комплексный централизованный диспетчерский кон- Сервер баз данных SCADA системы.
троль и управление технологическими процессами. Центральная диспетчерская и ЧМИ
Организация центральной службы оперативного сервис-
ного обслуживания
3. Третий управлен- Организация финансово-хозяйственной деятельности. Сеть Ethernet предприятия «Водоканал».
ческий уровень Экономическое и технологическое управление произ- Сервер баз данных водоканала.
водством, планирование, учет, контроль и регулирова- Почтовый сервер.
ние производства по результатам обработки технологи-
ческой информации
4. Четвертый уро- Управление водоканалом в целом Сеть Ethernet руководства
вень руководства
Реализация концепции заключается во вне- дованием. Ведь, как правило, цифровиза-
дрении стратегически обоснованных методов ция основных производственных процессов
перестройки управления и экономики водо- требует замены техники, это существенные
канала на основе широкой интеграции циф- вложения, они должны коррелировать с пе-
ровых технологий с производственными и ин- риодами обновления технологии и плана-
формационными активами [9]. ми инвестиций. Сегодня все, что касается
сбытового, коммерческого блоков, вспомо-
гательных процессов, где главенствует пре-
образование информации, целесообразнее
Актуальные направления переводить в «цифру».
цифровизиции водоканалов
Уже полным ходом идет оцифровка вза-
имоотношений с потребителями: передача
Со времени появления указанной кон- показаний приборов учета дистанционно,
цепции происходит осмысление задач циф- предоставление потребителям и абонентам
ровой трансформации и их приоритизация. данных биллинга, подача заявки на присое-
Существует точка зрения, что, в первую динение, обзвоны и оповещения об отключе-
очередь, эффект даст оцифровка процес- ниях и др. Онлайн-расчеты являются показа-
сов, которые не связаны с основным обору- телем «прозрачности» бизнес-процессов [10].
14 № 4’2021