Page 2 - 2509(Читать)
P. 2
ВЫБОР РЕШЕНИЯ
время достаточное количество специалистов стандарты, разработанные профессиональ-
в сфере водоснабжения и водоотведения, ко- ным сообществом соответствующей отрасли.
торых требует рынок? Для водной отрасли Учебный план, составленный на основе ФГОС
следует выделить три основных направления по каждому направлению, имеет свои особен-
подготовки: «Строительство», «Техносферная ности, которые должны формировать компе-
безопасность», «Природообустройство и водо- тенции выпускников различных направле-
пользование». По данным Минтруда России, ний. На деле, по словам сотрудников многих
можно констатировать факт того, что все вы- водоканалов, зачастую выпускники разных
пускники указанных направлений подготовки направлений подготовки не демонстрируют
находят работу, практически 90 % – по специ- значительно отличающиеся знания.
альности. Хорошие цифры, успешные пока- Дополнительный акцент необходимо сделать
затели, которые всегда удовлетворяют вузы. на существующей двухуровневой подготовке
Однако, сравнивая количество выпускаемых кадров. Все указанные направления подраз-
университетами в настоящее время специ- умевают подготовку бакалавров и магистров.
алистов с показателями 10−15-летней давно- Согласно действующей системе подготовки ба-
сти, получим не столь позитивные результаты. калавры получают образование в течение 4 лет,
Много было споров относительно того, как по- магистры – дополнительно в течение 2 лет. Если
влияла Болонская система на качество подго- оглянуться на 10 лет назад, специалистов гото-
товки специалистов, насколько современные вили в течение 5 лет. Бакалавр после окончания
бакалавры и магистры отличаются от специ- университета владеет требуемыми компетен-
алистов, которых выпускали вузы 10–20 лет циями и способен выполнять работу по про-
назад, насколько они отвечают современным ектированию, строительству, эксплуатации
запросам работодателей. систем и сооружений водоснабжения и водо-
А что мы слышим на водоканалах? Не хва- отведения. Многие мотивированные студенты
тает технологов, специалистов по эксплуата- еще во время практики на 3-м курсе показы-
ции станций водоподготовки и очистных со- вают неплохие знания. Казалось бы, магистр
оружений. Куда идут работать выпускники? учится больше и должен обладать более глубо-
Открыв любой сайт, связанный с подбором ка- кими знаниями. Однако, не всегда мы полу-
дров, становится понятным, что наиболее вос- чаем ожидаемый результат. Согласно действу-
требованы специалисты в области водоснаб- ющим нормативным документам поступить
жения и канализации, тепло-, газоснабжения в магистратуру может не только выпускник со-
и вентиляция зданий и сооружений. Конеч- ответствующего направления и профиля под-
но, речь идет о достаточно узкой специализа- готовки, но и выпускник «со стороны», то есть
ции, малой части знаний, которые получает человек, не обладающий начальными основны-
выпускник. Сравнив же уровень заработной ми знаниями по специальности. Необходимо
платы выпускников одного и того же направ- констатировать факт, что подготовить специ-
ления и профиля подготовки, занимающихся алиста на уровне магистратуры из выпускника
разными видами деятельности, понимаем, что бакалавриата другого профиля практически
разница не в пользу предприятий по эксплу- невозможно. Конечно, университеты и препо-
атации систем водоснабжения и водоотведе- даватели прикладывают максимум усилий для
ния. К сожалению, в большинстве организа- того, чтобы найти определенную траекторию
ций ВКХ действующие экономические условия обучения такого человека. Однако нет основа-
не позволяют платить молодому специалисты ний ожидать, что процесс подготовки выпуск-
столько, сколько он может получать на рынке ника, получившего профильное базовое обра-
труда. Отсюда и вытекают проблемы с кадра- зование, аналогичен выпускнику бакалавриата
ми, многие вакансии в водоканалах свободны непрофильной подготовки.
по причине низкой заработной платы. Еще один вопрос, который стоит на по-
А как обстоят дела с качеством подготовки? вестке дня, – как обучать. Предвижу коммен-
Основные профессиональные образователь- тарии коллег о том, что нас много лет назад
ные программы опираются на Федеральные обучали по определенным программам и вы-
государственные образовательные стандар- учили хорошо, значит и сейчас надо так учить.
ты (ФГОС), а также на профессиональные Не могу согласиться с этим утверждением.
50 № 5’2022