Page 2 - 2509(Читать)
P. 2

ВЫБОР РЕШЕНИЯ







          время достаточное количество специалистов          стандарты,  разработанные  профессиональ-
          в сфере водоснабжения и водоотведения, ко-         ным сообществом соответствующей отрасли.
          торых  требует  рынок?  Для  водной  отрасли       Учебный план, составленный на основе ФГОС
          следует выделить три основных направления          по каждому направлению, имеет свои особен-
          подготовки:  «Строительство»,  «Техносферная       ности, которые должны формировать компе-
          безопасность», «Природообустройство и водо-        тенции  выпускников  различных  направле-
          пользование».  По  данным  Минтруда  России,       ний. На деле, по словам сотрудников многих
          можно констатировать факт того, что все вы-        водоканалов,  зачастую  выпускники  разных
          пускники указанных направлений подготовки          направлений  подготовки  не  демонстрируют
          находят работу, практически 90 % – по специ-       значительно отличающиеся знания.
          альности.  Хорошие  цифры,  успешные  пока-          Дополнительный акцент необходимо сделать
          затели,  которые  всегда  удовлетворяют  вузы.     на  существующей  двухуровневой  подготовке
          Однако, сравнивая количество выпускаемых           кадров.  Все  указанные  направления  подраз-
          университетами  в  настоящее  время  специ-        умевают  подготовку  бакалавров  и  магистров.
          алистов с показателями 10−15-летней давно-         Согласно действующей системе подготовки ба-
          сти, получим не столь позитивные результаты.       калавры получают образование в течение 4 лет,
          Много было споров относительно того, как по-       магистры – дополнительно в течение 2 лет. Если
          влияла Болонская система на качество подго-        оглянуться на 10 лет назад, специалистов гото-
          товки специалистов, насколько современные          вили в течение 5 лет. Бакалавр после окончания
          бакалавры и магистры отличаются от специ-          университета  владеет  требуемыми  компетен-
          алистов,  которых  выпускали  вузы  10–20  лет     циями  и  способен  выполнять  работу  по  про-
          назад, насколько они отвечают современным          ектированию,  строительству,  эксплуатации
          запросам работодателей.                            систем  и  сооружений  водоснабжения  и  водо-
            А что мы слышим на водоканалах? Не хва-          отведения. Многие мотивированные студенты
          тает  технологов,  специалистов  по  эксплуата-    еще во время практики на 3-м курсе показы-
          ции  станций  водоподготовки  и  очистных  со-     вают  неплохие  знания.  Казалось  бы,  магистр
          оружений.  Куда  идут  работать  выпускники?       учится больше и должен обладать более глубо-
          Открыв любой сайт, связанный с подбором ка-        кими  знаниями.  Однако,  не  всегда  мы  полу-
          дров, становится понятным, что наиболее вос-       чаем ожидаемый результат. Согласно действу-
          требованы  специалисты  в  области  водоснаб-      ющим  нормативным  документам  поступить
          жения и канализации, тепло-, газоснабжения         в магистратуру может не только выпускник со-
          и  вентиляция  зданий  и  сооружений.  Конеч-      ответствующего направления и профиля под-
          но, речь идет о достаточно узкой специализа-       готовки, но и выпускник «со стороны», то есть
          ции,  малой  части  знаний,  которые  получает     человек, не обладающий начальными основны-
          выпускник.  Сравнив  же  уровень  заработной       ми  знаниями  по  специальности.  Необходимо
          платы выпускников одного и того же направ-         констатировать факт, что подготовить специ-
          ления и профиля подготовки, занимающихся           алиста на уровне магистратуры из выпускника
          разными видами деятельности, понимаем, что         бакалавриата  другого  профиля  практически
          разница не в пользу предприятий по эксплу-         невозможно. Конечно, университеты и препо-
          атации  систем  водоснабжения  и  водоотведе-      даватели прикладывают максимум усилий для
          ния.  К  сожалению,  в  большинстве  организа-     того,  чтобы  найти  определенную  траекторию
          ций ВКХ действующие экономические условия          обучения такого человека. Однако нет основа-
          не позволяют платить молодому специалисты          ний ожидать, что процесс подготовки выпуск-
          столько, сколько он может получать на рынке        ника,  получившего  профильное  базовое  обра-
          труда. Отсюда и вытекают проблемы с кадра-         зование, аналогичен выпускнику бакалавриата
          ми, многие вакансии в водоканалах свободны         непрофильной подготовки.
          по причине низкой заработной платы.                  Еще  один  вопрос,  который  стоит  на  по-
            А как обстоят дела с качеством подготовки?       вестке дня, – как обучать. Предвижу коммен-
          Основные  профессиональные  образователь-          тарии коллег о том, что нас много лет назад
          ные  программы  опираются  на  Федеральные         обучали по определенным программам и вы-
          государственные  образовательные  стандар-         учили хорошо, значит и сейчас надо так учить.
          ты  (ФГОС),  а  также  на  профессиональные        Не  могу  согласиться  с  этим  утверждением.



          50      № 5’2022
   1   2   3